?

Log in

No account? Create an account
Нужна ли египтянам Газа - But few of any sort and none of name. [entries|archive|friends|userinfo]
Дима Рубинштейн

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Нужна ли египтянам Газа [Jan. 8th, 2009|11:54 pm]
Дима Рубинштейн

За последнее время я неоднократно слышал утверждение, что Бегин на
переговорах в Кемп Дэвиде в 78-м году предлагал Садату забрать Газу, но
тот отказался. Так вот, после некоторого шуршания по сети, я, пожалуй,
могу beyond any reasonable doubt заключить: это легенда. Ничего
подобного предложено не было. Более того, верно обратное: Садат
настаивал со всей возможной настойчивостью на решении палестинской
проблемы на ЗБИ и в Газе, или, на момент обмена послами, хотя бы
какого-то продвижения в Газе на пути к автономии (как то,
проведение там выборов), но Израиль эти требования отклонил, как и
требования Садата об открытии в Газе египетского коодинационного
офиса. Причина, по которой Садат настаивал на решении палестинской
проблемы, очевидна: заключение мирного договора с Израилем было
отступлением от всех возможных норм тогдашнего арабского мира, и было
очевидно, что Египет заплатит дорогую цену за этот поступок (Египет в
результате был, например, исключен из Лиги Арабских Наций на длительный
срок, а сам Садат в итоге расстался с жизнью). Необходимо было показать
хоть какое-то радение о палестинцах, ради которых (на тот момент) и
велись войны с Израилем. Понятно также и нежелание Бегина отдавать
Газу: с его точки зрения, Газа и ЗБИ были частью исторической земли
Израиля, и ни о какой отдачи ни Египту, ни черту лысому и речи быть не
могло (в одном из источников описывается реакция израильского кабинета на
предложение американского посредника. Шарон: "Ни в коем случае не
называйте эти территории "Западным берегом Иордана". Это Иудея и
Самария. Через десять лет там будут жить миллион евреев" и т.п.).

Вот несколько свидетельств:

1. Интервью Моше Аренса:


bitterlemons:
According to peace process lore from the late 1970s, it was Begin who
offered Gaza to Egyptian President Anwar Sadat and the latter who
refused, arguing that it was Palestinian and not Egyptian land.


Arens: The myth that Begin offered Gaza to Sadat is totally without foundation.
He should have told Sadat that if Egypt wants Sinai back, it has to take Gaza with it.

2. Книга Camp David: Peacemaking and politics (к сожалению, некоторых страниц не хватает, но и те, что есть, дают вполне связную картину).

Есть также и несколько свидетельств обратного. Самое любопытное из них - интервью Мубарака в 2005 году, в котором он объясняет, почему египтяне не готовы взять на себя ответственность за происходящее в Газе после выхода из нее Израиля.

Как зародился этот миф - об этом можно только догадываться. Возможно, в каком-то разговоре (нет возможности даже предположить, с кем, но скорее всего не с Садатом - они с Бегином напрямую почти не общались во время переговоров, так велики были личная антипатия и разница в позициях) Бегин и сказал в сердцах что-то типа "да я лучше Садату Газу отдам, чем позволю им получить автономию".
linkReply

Comments:
[User Picture]From: gera
2009-01-08 10:17 pm (UTC)
Back in March 1979, during the negotiation of the second Camp David accord between President Carter, Prime Minister Menachem Begin and Anwar Sadat, at that time Begin offered Gaza to Sadat and Egypt together with the rest of the Sinai peninsula.

Аялон вряд ли менее авторитетный источник, чем Аренс.
Хотя однозначные суждения в ту или иную сторону на фоне этой информации сделать трудно. Я дома порыскаю в кой-какой литературе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: cema
2009-01-08 10:34 pm (UTC)
Да, это интересно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alexcohn
2009-01-08 11:01 pm (UTC)
Интересные свидетельства об этом есть в книжке Бутруса Гали "Путь Египта в Иерусалим", но ее нет в сети. Я, к сожалению, ее только листал немного, и не разобрался во всех деталях. Если кратенько суммировать, то Садат совершенно не был заинтересован получить Газу довеском к Синаю, оторвав ее от "западного берега".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: white_lee
2009-01-09 07:50 am (UTC)
"да я лучше Садату Газу отдам, чем позволю им получить автономию"

The boy next door will walk on the moon... :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gera
2009-01-09 01:58 pm (UTC)
Проверил в двух подробных книгах, ничего такого не нашёл.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dimrub
2009-01-09 02:02 pm (UTC)
В смысле, не нашел упоминания того, что Бегин предлагал Газу Садату?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gera
2009-01-09 02:50 pm (UTC)
Да. И укрепилось ощущение, что этого не было, уж по крайней мере, на серьёзном уровне.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leprechaun
2009-01-11 06:37 am (UTC)
Зато теперь они ни за какие коврижки Газу не возьмут.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fiona_grady
2009-01-19 07:56 pm (UTC)
Тук-тук, можно к Вам?

Моше Аренс неоднократно (но, к сожалению, ретроактивно) критиковал Бегина за то, что тот не настоял на сдаче Газы в руки Египта. Несколько лет назад он написал целую статью про это в "Хаарец". К сожалению, Бегин был совершенно неопытным гос. деятелем, а именно он оказался у руля в исторический момент подписания мирного договора с Египтом. (на тему того, какой трагедией для Израиля была победа Бегина на выборах я могу писать тома, но я не о том сейчас). Однако, Аренс был членом правительства, был комитет по ведению переговоров. Бегин не был диктатором как Шарон. Вывод: все хороши и все виноваты!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dimrub
2009-01-19 07:58 pm (UTC)
Можно, конечно. Я так понимаю, это было не только мнение Бегина. Собственно, и Шарон, и Даян приложили руку. По второй ссылке из поста есть много на эту тему.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fiona_grady
2009-02-13 05:26 pm (UTC)

Thought that might be of interest :)

(Reply) (Thread)